История одного виртуального визита к кардиологу. Телемедицина.

«Папа, ты увидишь врача на сайте, на моем компьютере», - пытался
объяснить я. Он посмотрел на меня и потряс головой, а потом спросил: «И как он измерит мне
давление? Как он послушает мои легкие и сердце? И как он
сможет похлопать меня по животу и сказать, что пора бы и похудеть?». По тону его
голоса становилось понятно, что его этот разговор очень раздражает, и потом он
спросил: «Как врач скажет мне, что со мной и что мне нужно, разговаривая со
мной через этот дурацкий экран?».
Chadi Nabhan, MD, MBA1,2
Опубликовано в JAMA Cardiol. 22 июля 2020 г.
doi:10.1001/jamacardio.2020.2706
После того, как губернатор штата Иллинойс ввел каратнтинные меры по причине роста уровня заболеваний COVID-19, я сразу подумал о своем отце, а точнее о том, как он теперь сможет ходить к своему врачу. Повезло, что в ближайшие два месяца никаких плановых визитов запланировано не было, и я его успокоил, что за это время мы, возможно, успеем вернуться к нормальной жизни и он пойдет к врачу, как обычно.
Мой отец всегда шел к врачу, как на праздник, вне зависимости от того, что врач ему рекомендовал или какие новости сообщал. Каждый раз в день визита мой отец подольше задерживался в душе, одевал самый лучший костюм и никогда не забывал про свой одеколон. Однажды он спросил меня, достаточно ли хорошо начищены его туфли. Возможно, увидев его таким, кто-то бы подумал, что мой отец собирается на обед в какой-то дорогой ресторан, но он всего лишь собирался на визит к своему терапевту или кардиологу.
Моему отцу больше 80 лет, здоровье его в относительной норме, и он любит пешие прогулки и отказывается признавать, что стал плохо слышать, несмотря на наличие слуховых протезов. Поскольку он становится все старше, то потихоньку уходят из жизни его друзья, их становится все меньше, и он нашел для себя отдушину в пеших прогулках по парку или рассматриванию витрин магазинов в ближайшем торговом центре. И особую радость ему доставляли его визиты к врачу. Во время этих визитов он чувствовал себя особенно комфортно, потому что мог поболтать с персоналом, медсестрами и врачами. Я всегда ходил вместе с ним и видел, что он просто светился от счастья, когда общался с работниками больницы, и радовался за него.
Чем больше накалялась обстановка вокруг пандемии, тем больше росло беспокойство моего отца. Я точно не знал, было ли это вызвано нескончаемым потоком новостей о COVID-19, которые с каждым разом были все тревожнее, или страхом того, что будут отменены его визиты к врачу.
За неделю до его первого планового визита позвонили из кардиологической клиники, чтобы рассказать, как будет проходить виртуальный визит и что нужно для его организации. В 14.00, в день визита, мы должны будем зайти в «кабинет» моего отца на портале пациентов клиники, нажать на кнопочку и вуаля, увидеть нашего кардиолога.
Я должен был объяснить моему отцу, как теперь обстоят дела. Возможно, он уже слышал об этом, так как везде в новостях только и предупреждали, что пациентам лучше не идти в больницы или частные медицинские кабинеты, за исключением только критических ситуаций, угрожающих жизни. В визите моего отца не было ничего критического; это был плановый контрольный осмотр, в ходе которого ему должны были сделать ЭКГ и ЭХО-КГ. В последнее время его артериальное давление стало поводом для беспокойства, и кардиолог попросил выполнять ряд измерений, чтобы определить, какими должны быть наши следующие действия.
Мой отец совершенно не переживал о том, как врачи оценивали эти визиты, считали ли они их важными или не очень. Для него визит к врачу было чем-то, чего он не мог пропустить. Во время обеда я пытался объяснить ему, что все делается исключительно в целях его безопасности, но для него это был не аргумент. Он упорно не соглашался и говорил, что побывал миллион раз в разных больницах, которые просто кишили больными пациентами, и ничего с ним не случилось. И как я вообще смею думать о том, что он может пропустить свой драгоценный визит.
«Папа, ты увидишь врача на сайте, на моем компьютере», - пытался объяснить я. Он посмотрел на меня и потряс головой, а потом спросил: «И как он измерит мне давление? Как он послушает мои легкие и сердце? И как он сможет похлопать меня по животу и сказать, что пора бы и похудеть?». По тону его голоса становилось понятно, что его этот разговор очень раздражает, и потом он спросил: «Как врач скажет мне, что со мной и что мне нужно, разговаривая со мной через этот дурацкий экран?». Он совсем впал в отчаяние, когда узнал, что эхокардиограмму и электрокардиограмму также отменили. Отец собирался увидеться со своим кардиологом и поболтать с медсестрами, а теперь ему придется пялиться в экран.
Утром того дня, когда должен был состояться наш виртуальный визит, мой отец был мрачнее тучи, хотя во время наших привычных посиделок он всегда был очень благодушным. Я пытался остроумно пошутить с ним по поводу того, что он собирается надеть и будет ли он бриться, но попытка как-то развеселить его с треском провалилась, и он только еще больше нахмурил брови. В 13.45 мы сидели с отцом на диване и пытались зайти на страницу портала пациентов, следуя полученным ранее инструкциям. Я несколько раз кликал на кнопку «Начните Ваш визит», но безуспешно. Я позвонил в клинику и мне сказали, что это скорее всего какой-то сбой в компьютере и попросили перезагрузить приложение. Я, как солдат, выполнял данные мне инструкции, в то время как мой папа тихо сидел рядом и наблюдал за тем, как его сын сражается с технологиями.
Я взял свой второй компьютер, но так и не смог запустить программу. Медсестра пыталась помочь, как могла, но с каждой попыткой надежда подключиться становилась все призрачнее. Наконец, мне предложили использовать смартфон, на который надо было скачать два приложения. И отец тихонечко прошептал мне на ухо, что мы опоздаем, ведь стрелки часов уже перевалили за 14.00. Я улыбнулся, чтобы успокоить его, и сказал: «Папа, я сделаю все возможное. Врачи все понимают. Думаю, проблема в большой загруженности сайта». Операция со смартфоном прошла успешно, и наконец я смог зайти на портал, чтобы начать визит.
Всю грусть моего отца по поводу невозможности лично посетить врача сняло как рукой, как только он увидел на экране моего смартфона своего кардиолога. Они приветственно помахали друг другу, и лицо папы просияло от счастья. Я пытался не прерывать их беседу, но учитывая тугоухость моего отца и качество аудио на моем телефоне, мне приходилось работать переводчиком. Кардиолог спросил папу о показателях артериального давления, которые он должен был регистрировать, используя переносной аппарат, купленный несколько месяцев назад. Потом спросил его, сколько тот весит. И мы в ажиотаже перевернули весь дом, чтобы найти весы. Никто из нас не ожидал такого вопроса. Кардиолог задал несколько стандартных вопросов и сказал, что нам нужно включить аппарат для коррекции артериального давления и продолжать наблюдение за показателями. Он попросил меня связаться с ним через неделю после начала использования нового аппарата, чтобы сообщить показатели. И выразил надежду, что применяя данный аппарат нам удастся лучше контролировать его давление. Не считая времени, потерянного на решение технических проблем и сбои в подключении, данный визит продлился не более 30 минут.
И папа заявил: «Это лучше, чем ничего. Но прошу тебя, пусть это будет мой последний виртуальный визит, или как вы его там называете. Мой папа не одинок в своем неприятии онлайн медицины или телемедицины. В сегодняшней чрезвычайной ситуации от виртуальных визитов может быть польза, но это в любом случае визит на расстоянии и никогда не сможет заменить настоящий физический контакт между врачом и пациентом. Во время виртуального визита нет возможности провести привычный физический осмотр, не говоря уже о том, что практически невозможно измерить необходимые показатели, что вынуждает врачей принимать важные решения, не имея на руках нужных данных.
В то время как большинство поддерживает телемедицину, использование которой растет все быстрее во время коронавирусной пандемии, опыт моего отца - серьезное напоминание о том, что сначала нужно спросить пациентов, чего именно они хотят. Многие пожилые и не очень разбирающиеся в новых технологиях пациенты испытывают большие трудности в понимании новой реальности. Я с содроганием думаю о том, как мой папа справился бы с таким телевизитом без моей помощи. Как только завершится пандемия COVID-19, до того, как вводить в рутинную практику использование телемедицины и широко внедрять виртуальные платформы, будет полезно изучить успех таких телевизитов во время пандемии. Виртуальные встречи с врачом важны в определенных ситуациях, но они должны оставаться скорее исключением, чем правилом.